- DIFFERANCE
- - французский неографизм, введенный Деррида для преодоления фундаментальных принципов метафизики - присутствия, тождества, логоса и т. д. Слово D. образуется субстантивированием корня differe. На слух разница двух терминов "difference" и "diferance" не воспринимается, в результате чего моделируется некая конфигурация понятий, не обязательно производных от differer. Деррида различает четыре значения этого термина. Во-первых, D. в соответствии с этимологией латинского слова differre означает движение, "которое заключается в задержке посредством замедления, делегирования, отсрочки выводов, отклонения, откладывания, возвращения". Причем, в этом первом смысле D. как задерживает, замедляет присутствие, так и выступает условием его возможности Во-вторых, D. означает то, что производит различие вещи, т. е. в смысле "различать", "отличать". "...То, что различает, есть общий корень всех оппозиционных понятий, которые маркируют наш язык". Связывая в одном означающем два смысла, D. предполагает более первоначальное пространственновременное движение, обусловливающее одновременно ниспровержение и закрепление традиционных ориентиров метафизической традиции - логоса, бытия как присутствия. Исходное для Деррида заключается в том, что не может быть ни каких-то фундаментальных принципов, ни понятий, которые бы не производились D. Что-то существует постольку, поскольку оно отличается от другого или допускается этим другим. Для наглядного представления исследуем природу элементов в какой-нибудь структуре Каждый элемент структуры, например числового ряда, существует постольку, поскольку отсылается к другим элементам. Число "2" существует постольку, поскольку оно отсылается, допускается числом "З" и другими числами в структуре, которые собственным "торможением" допускают появление числа "2". Т. о., операция D. более первична, чем присутствие любого элемента в структуре. Самотождественность элемента есть результат его различия от других элементов, несамотождественных вне игры дифференциальных отношений. "Differance - это то, благодаря чему движение означивания оказывается возможным лишь тогда, когда каждый элемент, именуемый "наличным" и являющийся на сцене настоящего, соотносится с чем-то иным, нежели он сам хранит в себе отголосок, порожденный звучанием прошлого элемента, и в то же время разрушается вибрацией собственного отношения к будущему элементу; этот след в равной мере относится и к так называемому будущему, к к так называемому прошлому, он образует так называемое настоящее и силу самого отношения к тому, чем он сам не является" (Деррида).
D. далее понимается Деррида как производство различий, диакритичности Оно является также условием возможности для всякой сигнификации и любой структуры. Оппозиция "структуры" и "генезиса" является "эффектом differance" Речь идет о производстве системы различий прежде любого рода внутрисемиотических и внутрилингвистических оппозиций.
И последнее, D. понимается как онтико-онтологическое различие. Но Деррида оговаривается: "Differance... могло бы предварительно именовать это развертывание различия, в особенности, но не только или в первую очередь, онтикоонтологического различия". С одной стороны, Деррида сохраняет хайдеггеровский смысл изначальности онтико-онтологического различия, а с другой стороны, преодолевает его в силу принадлежности к метафизике. Онтико-онтологическое различие как предельная детерминация различия, согласно Деррида, охвачена метафизикой, поскольку как различие оно предшествует бытию, и в то же время у Хайдеггера ничто не предшествует бытию· бытие - "абсолютное означаемое" "...Мы должны были бы стать открытыми differance, которое больше не определяется, на языке Запада, как различие между бытием и сущим". D. как более изначальное различие предшествует онтико-онтологическому различию как различие вообще. То есть, онтико-онтологическое различие зависит от самой возможности формы различия. Поскольку бытие, в соответствии с историей метафизики, всегда мыслилось как присутствие, D. в смысле возможности формы различия выступает также как условие возможности бытия.
Т. о описываемое и понимаемое D - это уже и не логическое различие, т. е. противоречие, разрешаемое по правилам диалектической логики. D. не позволяет гетерогенности различия достичь противоречия Отношение между различием и противоречием сохраняется как отношение без отношения: противоречие сохраняется, не будучи им. Противоречие не разрешается в имманентности понятия, снимающего собственную негативность. В этом смысле D. находится по ту сторону диалектической логики, а также процесса Aufhebung, в соответствии с которыми различие понимается исключительно в терминах негативности. "Я пытался развести Differance... от гегелевского различия, и сделал это именно в той точке, где Гегель в большой Логике определяет различие как противоречие, только лишь для того, чтобы разрешить его, интериоризовать его . в самоприсутствии онто-теологического или онто-телеологического синтеза. Differance (в точке почти абсолютной близости к Гегелю.. ) обозначает точку, в которой разрывает с системой Aufhebung и со спекулятивной диалектикой" (Деррида).
Т ? Керимов
Современный философский словарь. — М.: Панпринт. В.Е. Кемеров. 1998.